Пригодится каждому кадровику в ноябре:
Нужна ли адаптация новому руководителю
«Вы рассказывали, как адаптировать нового работника, а разве руководителю не нужна адаптация? Знаю случай, когда новый руководитель начал с оценки квалификации сотрудников и во второй день его «руководства» сразу несколько человек из отдела написали заявление об уходе. А сам руководитель испытательный срок не прошел, и через 2,5 месяца покинул компанию».
Kadrovik.uz попросил ответить на этот вопрос HR-консультанта Ирину ШАКИРОВУ:
Какие особенности адаптации руководителя
- Новому руководителю нужно сориентироваться в организационной среде и культуре. Узнать, как устроена компания, ее структура, у кого какая зона ответственности, кому он подчиняется и кто подчиняется ему, как принимаются решения, какие правила субординации и координации между руководителями разных уровней и разных подразделений.
- Новый руководитель должен войти в коллектив, познакомиться со своими подчиненными, а так как в каждой компании есть свой стиль отношений в рабочих группах, свои формальные и негласные правила – ко всему этому нужно адаптироваться.
- На новом месте могут быть новые требования и ожидания руководства и подчиненных, то, чего не было на прошлом месте работы. С этим надо разобраться, понять, какие эти требования и ожидания.
- Недостаточно изучить правила, существующие в компании, нужно еще установить личный контакт со всеми ключевыми сотрудниками – бухгалтерии, юридического отдела, руководителями других подразделений, вышестоящим руководством.
- Новому руководителю нужно ознакомиться с текущей ситуацией – деятельностью компании в целом и деятельностью его подразделения. Понять проблемы, оценить возможности. Изучить технологии, программные решения, процессы и процедуры, которые есть в компании.
- Изменить личные привычки и подходы в решении задач в соответствии с требованиями новой должности.
Итак, мы видим, что перед новым руководителем стоят большие задачи и даже вызовы. Если пропустить хотя бы один из этих моментов, можно получить неприятие нового коллектива, сразу вступить в конфликт с ключевыми сотрудниками, «наломать дров».
Хотя HR-cпециалист участвует в процессе адаптации нового руководителя, предоставляет ему информацию о компании, поддержку, сам новый руководитель:
- Должен занять активную позицию в период адаптации;
- Проявить осторожность в принятии решений.
❖
Как адаптировать новых сотрудников и кто за это отвечает – мы писали в отдельной статье.
Что означает на практике быть активным в процессе адаптации
Обсудить с вышестоящим руководством ожидания и требования к вам. Если ожидания и требования учредителя и непосредственного руководителя расходятся, то надо настаивать на совместном определении ваших функций, полномочий и задач. Бывает, что именно такие разногласия ставят «под удар» нового руководителя.
Общаться с HR-cпециалистом, чтобы понять ценности и корпоративную культуру компании, стиль общения, «подводные камни», правила, нормы и то, чего следует избегать на первых порах.
Установить отношения со своими подчиненными. Для этого проявить интерес к их работе и достижениям, выяснить их ожидания и потребности в текущей ситуации.
Проявить открытость в обсуждении существующих проблем, попросить подчиненных письменно сформулировать эти проблемы и затем открыто обсудить их в рабочей группе.
Задавать вопросы и просить помощи для точной оценки текущей ситуации «сверху» (у вышестоящего руководства) и «снизу» (у людей, непосредственно выполняющих работу).
Быть готовым пересмотреть свое видение ситуации и свои подходы, если полученная информация этого требует, не переносить механически прежние методы работы на прежнем месте на новую реальность.
Тщательно проверять всю полученную информацию через обсуждение с руководителями других подразделений и с высшим руководством.
Что означает на практике проявить осторожность в принятии решений
Договориться с высшим руководством о возможности согласовывать свои управленческие решения (даже если они в зоне вашей ответственности и полномочий) в течение месяца–двух адаптации на новой должности. Подробно обсуждать с вышестоящим руководством риски и возможности каждого решения.
Понять профессиональные и личные качества коллег (ключевых сотрудников) и подчиненных – сильные и слабые стороны, потенциал. При этом не торопиться с выводами, не вешать ярлыков. Важно не стремиться быстро сблизиться, лучше держать деловую дистанцию – так будет легче осуществлять непопулярные решения.
Исследовать причины проблем в бизнес-процессах и взаимодействии, но с практическими действиями не спешить, пока не установятся деловые взаимоотношения с новыми коллегами.
Избегать резких изменений и оценочных мероприятий подчиненных в течение, по крайней мере, первых 2 месяцев работы (потратить это время на сбор информации и ее анализ).
Наметить и обсудить с коллективом насущные задачи и решать их постепенно, но настойчиво.
Выбрать подходящий момент (уже после испытательного срока), когда в компании осуществляется планирование на период, чтобы представить собственный план изменений (если это необходимо).
А если Вас назначили руководителем в родном коллективе
В такой ситуации тоже нужна адаптация, но, скорее, психологическая.
Во-первых, вы можете столкнуться с завистью, нарушением субординации или отчуждением коллег, которые теперь стали вашими подчиненными.
Во-вторых, придется бороться с собственным стереотипным восприятием ситуации и внутренних проблем.
В-третьих, нужно проявить свои управленческие навыки так, чтобы они были восприняты положительно.
Чтобы быстрее перестроиться в этой ситуации, можно сделать следующее:
- рассказать о своем назначении и своих новых функциях на рабочей встрече с коллективом;
- проинформировать о задачах и требованиях, которые поставило перед вами руководство;
- обсудить проблемы и ожидания работников;
- договориться о правилах взаимодействия, планирования и контроля.
Еще больше полезных знаний вы можете получить на нашем дистанционном курсе:
«Поиск и отбор персонала»
Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время. Хочу узнать больше! (Rec: курс в записи)