Пригодится каждому кадровику в феврале:
Адаптация нового сотрудника в организации: методы и советы

Приход в компанию нового сотрудника может повлиять на скорость рабочих процессов и снизить эффективность всего подразделения. Чтобы этого не произошло и по итогу испытательного срока работник не захотел уволиться, работодатель должен позаботиться о его адаптации. Для чего нужна адаптация персонала, что в нее входит и как ее выстроить, расскажем в статье.
Что такое адаптация сотрудников на рабочем месте
Адаптация сотрудников – это процесс включения новых специалистов в среду компании. По сути, это один из этапов в системе управления персоналом, в течение которого работники приспосабливаются к коллективу, приобретают новые знания и навыки, сценарии поведения и начинают продуктивнее работать. Адаптацию на рабочем месте еще называют онбордингом.
Адаптация нового работника будет считаться успешной, если он начал самостоятельно выполнять свои функции и выдавать необходимый для работодателя результат.
Зачем нужна адаптация персонала
Приход нового сотрудника в компанию может на время нарушить привычную скорость работы и слаженность в коллективе. Чтобы таких сбоев было меньше или вовсе не было, в компании должна быть налажена система адаптации персонала. Она помогает включать нового специалиста в рабочий процесс без ущерба для работы, а также без дополнительных временных и финансовых затрат.
Kadrovik.uz рекомендует
Адаптация новых сотрудников необходима для:
- Формирования лояльности работника к компании. Быстрая адаптация на новом месте помогает усилить у работника внутреннюю мотивацию создавать продукт и работать именно в данной компании.
- Снижения увольнений на испытательном сроке. По статистике, наибольшее количество увольнений приходится на период испытательного срока. Работник сталкивается с тем, что его ожидания не соответствуют реальностям трудовых будней в новой компании. Часто это происходит из-за того, что сотрудник вовремя не получил необходимых знаний о среде, в которой будет работать, о рабочих процессах, должностных функциях, и поэтому его внутренние тревоги и страхи выросли в разы. Система адаптации на испытательном сроке помогает поддержать работника в начинаниях и в борьбе с лишними переживаниями.
- Фокусирования внимания коллектива. Через адаптацию новым специалистам передаются цели, стратегия и ценности компании. Это позволяет сплотить коллектив и наладить взаимодействие между подразделениями. То есть все понимают, куда идет компания, и вместе с ней разделяют ее принципы.
- Роста производительности труда. Профессиональная адаптация достаточно легко включает специалиста в работу, не отнимая много времени у его непосредственного руководителя.
- Формирования системы управления. В процессе создания системы адаптации, работодатель получает необходимые знания и инструменты для работы как с новыми сотрудниками, так и с теми, кто уже давно работает в компании (в случае их повышения или перевода в другой отдел).
Как выстроить в компании систему адаптации новых сотрудников и что следует учесть
Систему адаптации следует строить сразу в двух направлениях:
1. Ввод работника в корпоративную культуру компании. Можно использовать такие методы адаптации, как:
- проведение welcome-семинара, на котором работника знакомят со структурой компании, руководящим составом, основными корпоративными правилами;
- организация экскурсии по офису и производственным подразделениям;
- предоставление для изучения фильма о компании, Руководства для новых сотрудников, Кодекса корпоративной культуры и других материалов, в которых представлена информация о ценностях компании, ее правилах и процедурах;
- проведение инструктажа по технике безопасности.
За адаптацию в этом направлении отвечает HR-специалист.
Рекомендация
Подробнее о том, как составить должностную инструкцию сотрудника и чем она может помочь работодателю, читайте в рекомендации экспертов системы Kadrovik PRO
2. Ввод работника в его должность и рабочие обязанности. Включает в себя:
- встречу работника со своим непосредственным руководителем и составление целей и ожидаемых результатов в течение испытательного срока;
- изучение работником своих функциональных обязанностей;
- изучение бизнеса компании, ее продукции или услуг, клиентов и конкурентов;
- прохождение тренингов для освоения функциональных обязанностей и развития компетенции;
- самостоятельное развитие и обучение работника с помощью онлайн-ресурсов.
Ответственным за адаптацию назначается непосредственный руководитель работника, заместитель руководителя или закрепленный за работником наставник из числа опытных сотрудников.
Рекомендуем прочитать
Важно понимать, что методы адаптации для всех работников должны быть одинаковые, при этом уровень сложности может отличаться. Все зависит от должности работника, социального климата в компании и мотивации новичка. Так, например, в адаптацию руководителя входит полное изучения всего бизнеса, его процессов, продукции, структурных подразделений. А адаптация младшего специалиста отдела может включать только краткий инструктаж и наставничество. Главное, чтобы адаптация новых сотрудников в организации позволила им:
- узнать правила, процедуры и корпоративную культуру компании;
- вникнуть в структуру компании и получить четкое понимание того, с кем и как контактировать в ходе своей работы;
- понимать свои цели и ожидания в период испытательного срока, а также должностные обязанности и требования к ним.
Компания для своего удобства может внедрить автоматизированную систему адаптации: новому работнику после регистрации в системе предоставляется график ознакомительных мероприятий, план обучения, список задач и прочее. Такая система облегчает работу руководителю, но важно понимать, что для лучшей адаптации нельзя поручать все только программе. Работник будет чувствовать себя нужным и важным, если руководитель будет интересоваться его достижениями и поддерживать лично.