Пригодится каждому кадровику в июне:
Как вести журнал выдачи СИЗ и спецодежды

Для обеспечения безопасных условий труда работодатель обязан предоставлять своим работникам средства индивидуальной защиты и вести строгий учет их получения. Вести учет по выданным СИЗ помогает специальный журнал регистрации, который не только упрощает контроль за эксплуатацией защитных средств, но и служит доказательством соблюдения норм охраны труда. В этой статье мы рассмотрим, как правильно вести журнал выдачи СИЗ, какие сведения он должен содержать и чем грозит его отсутствие в 2025 году.
Как заполнять журнал учета выдачи СИЗ и спецодежды
Журнал выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) и спецодежды – это обязательный документ на предприятии, подтверждающий факт передачи работникам спецодежды, обуви, касок и др. Вести журнал необходимо для соблюдения требований охраны труда и безопасности на производстве. Журнал помогает вести учет, контролировать сроки эксплуатации средств и избежать штрафов за отсутствие документации.
Работодатель самостоятельно определяет, кто будет ответственным за выдачу СИЗ и фиксацию их получения в журнале. Это может быть:
- специалист службы охраны труда;
- ответственный по охране труда в компании;
- руководители подразделений или бригадиры.
Главное, чтобы обязанности по выдаче СИЗ и ведению журнала были четко прописаны в трудовом договоре или должностной инструкции.
Рекомендуем прочитать
Заполнение журнала производят при каждой выдаче СИЗ. В нем указывают:
- дату выдачи;
- наименование выданного средства или спецодежды;
- Ф. И. О. работника, получившего СИЗ;
- количество выданных средств;
- номер приказа на выдачу (если есть) в графе примечание.
Факт получения СИЗ работник и ответственный за их выдачу заверяют своей подписью.
Журнал необходимо вести в бумажной форме. Главное, чтобы в журнале были достоверные данные. Если журнал бумажный, все его страницы необходимо пронумеровать и прошнуровать для предотвращения утери сведений, изъятия страниц или их вложения. Концы прошивочной нити выводят на последний разворот журнала, скрепляют узлом и пломбируют специальной пломбой. Пломбу можно заверить специальной печатью, которую используют в компании для документов.
На пломбе, прикрепленной к журналу, необходимо указать количество пронумерованных и прошнурованных листов. Все это заверяют подписью ответственного сотрудника и указывают дату. При заполнении журнала:
- недопустимо оставлять свободных строк;
- делать исправления путем внесения скорректированной информации в новой строке;
- все данные фиксируют только синей, черной или фиолетовой пастой.
Kadrovik.uz рекомендует
Внимание
При использовании СИЗ, помимо журнала выдачи, также ведется:
– личная карточка учета выдачи СИЗ;
– журнал учета и содержания средств индивидуальной защиты (он может быть альтернативой журналу выдачи);
– журнал проверки испытаний СИЗ.
Кроме того, каждое средство должно соответствовать условиям труда и назначению, а также иметь сертификаты соответствия .
Срок хранения журналов регистрации выдачи СИЗ
Срок хранения журналов регистрации выдачи СИЗ составляет не менее 3 лет (п. 559 в Перечне к приказу Агентства «Узархив» № 40 от 21.02.2020 г.). Это необходимо для обеспечения возможности проверки и подтверждения фактов выдачи средств индивидуальной защиты. По истечении этого срока журналы могут быть утилизированы.
Рекомендация
Подробнее о том, как и кому выдавать дежурные средства индивидуальной защиты, читайте в публикации>>>
Чем грозит отсутствие или некорректное ведение журнала выдачи СИЗ в 2025 году
Если на предприятии не ведут журнал выдачи СИЗ, проверяющие органы рассматривают это как нарушение законодательства о труде и охране труда. И работодателю может грозить административный штраф :
- от 5 до 10 БРВ;
- при повторном нарушении в течение года – от 10 до 15 БРВ.
Кроме того, наличие нарушений в области охраны труда может негативно сказаться на репутации компании и повлиять на ее дальнейшую деятельность.
Рекомендуем прочитать