Пригодится каждому кадровику в декабре:
Опрос мнений сотрудников
Регулярный опрос мнений сотрудников считается важным инструментом для удержания в компании квалифицированных кадров. Опрос позволяет глубже понять потребности и ожидания сотрудников, выявить проблемные сферы и повысить вовлеченность персонала. В статье расскажем, кто именно проводит опросы, какова методика опросов сотрудников, могут ли опросы быть анонимными и как их анализировать.
Кто проводит опрос сотрудников компании
Опрос мнения сотрудников – это процедура сбора информации, которая проводится работодателем, чтобы понять, что сотрудники думают о компании, рабочей атмосфере, различных аспектах своей работы и деятельности компании. Опросы помогают выявить проблемы, понять настроение коллектива и разработать стратегии для улучшения рабочего процесса и повышения мотивации.
Обычно опросы мнений сотрудников осуществляют:
- HR-отдел. Именно он инициирует и организует опросы, анализирует результаты и предлагает меры по улучшению ситуации;
- внешние консультанты. Иногда компании привлекают сторонние организации для проведения опросов, чтобы получить независимую оценку и избежать предвзятости;
- сами сотрудники, которые могут инициировать опросы самостоятельно, например, через профсоюзы или рабочие группы.
Рекомендация
«Каждой ли компании нужен HR-специалист?» читайте в публикации эксперта Kadrovik PRO
Как составить опросник для сотрудников
Чтобы составить опросник, который поможет понять потребности, удовлетворенности и общий климат в коллективе, необходимо:
1. Определить цель опроса – что именно хочет узнать работодатель, например, отношения в команде, эффективность руководства или предложения для улучшения рабочих процессов.
2. Выбрать формат вопросов:
- закрытые вопросы – предложение выбрать из нескольких вариантов;
- открытые вопросы – позволяют сотрудникам свободно выразить свои мысли, например, рассказать, что бы они хотели изменить в рабочих обязанностях.
3. Разработать вопросы, которые должны соответствовать целям опроса. Например, если работодатель хочет узнать об удовлетворенности условиями труда сотрудников, вопросы должны быть о безопасности на рабочем месте, графике работы, рабочем окружении.
4. Структурировать опросник. Следует начать с общих вопросов, потом переходить к более специальным и завершить открытыми вопросами для дополнительных комментариев.
5. Протестировать опросник. Провести опрос на небольшой группе сотрудников, чтобы выявить неясные или неудобные вопросы.
6. Подготовить окончательный вариант опросника.
Рекомендация
Подробнее о том, как организовать кадровое делопроизводство в организации, читайте в публикации экспертов Kadrovik PRO
Какие методы проведения опросов сотрудников применять
Выбирая метод опроса сотрудников, следует обратить внимание не только на их преимущества и недостатки, но и на количество опрашиваемых сотрудников, размер и структуру компании, а также заложенные на это бюджет и время. Например, в маленьких компаниях наиболее эффективны и мало затратные личные беседы, а в крупных – анонимные анкетирования.
Вот одни из самых популярных и часто используемых методов:
1. Анкета для опроса сотрудников:
- онлайн-анкеты, созданные с помощью специальных платформ и программ;
- печатные анкеты, которые более удобны для работников, не имеющих доступа к интернету.
2. Интервью:
- индивидуальные беседы с сотрудниками для глубокого обсуждения их мнений и предложений;
- групповые интервью, где несколько сотрудников обсуждают тему и обмениваются мнениями, что позволяет выявить общие проблемы и идеи.
3. Фокус-группы:
В группе до 10 человек проводится обсуждение важных для компании вопросов. В ходе обсуждения модератор направляет по теме, выявляет различные мнения, следит за эмоциями. Такой метод является более глубоким, чем анкетирование, и подходит для анализа, например, условий труда.
4. Пульс-опросы (Pulse Surveys):
Метод представляет собой короткие опросы, проводимые на регулярной основе (раз в месяц или квартал). С помощью пульс-опросов можно следить за изменениями уровня удовлетворенности и вовлеченности сотрудников, и быстро реагировать на негативные тенденции.
5. Опросы 360 градусов:
Такие опросы позволяют сотрудникам получать обратную связь от своих коллег, подчиненных и руководителей. Метод подойдет для оценки управленческих качеств и выявления сильных и слабых сторон в стиле работы руководителей.
6. Обратная связь через внутренние каналы:
Специальными каналами могут выступать чат-группы или форумы сотрудников, где они могут написать в неформальной обстановке свои предложения и мнения.
Важно
Для проведения опроса можно использовать как один метод, так и комбинировать несколько, что дает наиболее полное представление о мнениях и потребностях сотрудников.
Темы для опросов сотрудников
Вот основные темы для опросов сотрудников, которые могут помочь улучшить рабочую атмосферу и выявить потребности команды:
1. Удовлетворенность работой:
- насколько работники довольны своей должностью и обязанностями;
- как они оценивают свою удовлетворенность текущей работой;
- замечают ли они свою значимость для компании.
2. Условия труда:
- как работники оценивают свои рабочие условия: офис, оборудование, безопасность;
- есть ли баланс между работой и личной жизнью;
- устраивает ли график работы;
- удобно ли рабочее пространство.
3. Мотивация и вовлеченность:
- мотивированны ли сотрудники на выполнение работы и насколько;
- есть ли чувство принадлежности к коллективу, а также стремление вносить свой вклад в развитие компании;
- готовы ли оставаться в компании в долгосрочной перспективе.
4. Обучение и развитие:
- видят ли сотрудники возможности для карьерного и профессионального роста;
- каково качество программ обучения, предоставленных сотрудникам;
- есть ли поддержка работодателя в повышении квалификации и получении новых навыков.
5. Поддержка инициатив:
- чувствует ли себя сотрудник свободным в предложении своих идей;
- открыта ли компания к изменениям и внедрению инноваций;
- поддерживает ли руководство инициативы сотрудников;
- есть ли у сотрудников идеи, которые могли бы улучшить процессы в компании.
Через вопросы также можно узнать мнения сотрудников о корпоративных ценностях и культуре, эффективности коммуникации, уровне стресса и его источниках, качестве командной работы и прочее.
Kadrovik.uz рекомендует
Опрос удовлетворенности сотрудников
Анкета удовлетворенности персонала составляется с целью оценки атмосферы в коллективе и выявления областей для улучшения. Анкета включает в себя следующие разделы:
1. Общая информация о сотруднике: должность, отдел, стаж работы в компании.
2. Закрытые вопросы для оценки удовлетворенности. Например, оцените по шкале от 1 до 5 (1 – очень не удовлетворен, 5 – очень удовлетворен):
- условия труда;
- заработная плата;
- возможности для карьерного роста;
- отношения с коллегами;
- отношения с руководством;
- баланс между работой и личной жизнью.
3. Открытые вопросы. Например:
- Что вам нравится в работе в нашей компании?
- Какие изменения вы бы предложили для улучшения условий труда?
- Как вы оцениваете коммуникацию внутри команды?
- Есть ли у вас предложения по улучшению процесса работы?
4. Заключение, где можно предложить добавить свои предложения или замечания:
- Есть ли что-то еще, что вы хотели бы добавить?
Анонимный опрос для сотрудников
Советуем делать опросники анонимными. Тогда сотрудники почувствуют себя более свободными в выражении своих мнений и дадут искренние ответы. У них не будет возникать страха последствий.
Также анонимные опросы могут побудить сотрудников, которые обычно не высказываются, поделиться своими идеями и предложениями. Это позволяет собрать более разнообразные и полные данные.
Проведение анонимных опросов показывает, что компания ценит мнение сотрудников и готова к открытой обратной связи, что способствует созданию культуры доверия и открытости.
Анализ результатов опроса
Когда опрос работников будет завершен, всю полученную информацию собирают в единую базу. Это удобно делать при помощи Excel, Google Sheets или специализированных HR-платформ. Далее данные проверяются на корректность, полноту, дубликаты. И проводится их анализ.
Важно
Собранные данные опроса должны надежно храниться и не подвергаться разглашению без разрешения самих сотрудников.
От проведенного анализа будет зависеть эффективность последующих действий и уровень доверия сотрудников к инициативам компании. Поэтому он должен быть проведен качественно и правильно.
В ходе анализа осуществляется:
- статистическая обработка данных;
- сегментирование данных – разделение данных по различным категориям;
- анализ по ключевым метрикам;
- сравнение с ранее полученными показателями, если опрос на эту тему проводится на регулярной основе.
Полученные с помощью анализа результаты представляются в виде отчета, который должен быть понятным для всех заинтересованных лиц. Советуем визуализировать данные с помощью графиков, диаграмм и таблиц. Также отчет должен включать комментарии к представленным данным и выводы. Один отчет можно разбить на части по темам и сегментам.