Ноябрь ойида ҳар бир ходим учун фойдали бўлади:
Текучка кадров может быть огромной проблемой для бизнеса, если уходят обученные специалисты с ценными навыками, заменить которых не так-то просто. О каких внутренних проблемах может сигнализировать этот процесс? И можно ли им управлять?
На вопросы по просьбе kadrovik.uz ответила HR-консультант с 20-летним опытом работы на руководящих должностях Ирина ШАКИРОВА:
– Есть такие бизнесы и такие позиции, на которых текучка будет всегда. Это – общепит (официанты, помощники официантов), торговля (продавцы, торговые агенты, мерчендайзеры), служба поддержки ИТ-компаний и другие подобные. Работа официанта или сервис-менеджера носит рутинный характер, зарплата, как правило, невысокая... Поэтому молодые люди обычно рассматривают ее, как первую ступеньку в карьере. Получив опыт, закончив образование, они стремятся сменить место работы на более интересное и престижное.
Поэтому в компаниях, где таких позиций много, подбор персонала идет непрерывно, налажен процесс быстрой адаптации и обучения. Такие компании понимают, что удержат сотрудников не более чем на год-полтора, и с учетом этого планируют мероприятия по поиску и подбору.
Если же говорить о специалистах и менеджерах (управляющих, руководителях), – текучка этих сотрудников может быть вызвана самыми разными причинами. Их нужно выяснять и анализировать.
Как узнать истинные причины ухода
В этом помогут «выходная анкета» или «выходное интервью».
Чтобы исключить неискренность в ответах увольняющегося сотрудника, лучше задать вопросы не о личных причинах увольнения, а на оценку компании в целом. Например:
1. Какие сильные стороны компании Вы можете отметить?
2. Что, по-Вашему, требует изменения?
Можно также облегчить задачу, задав оценочную шкалу.
3. Оцените, пожалуйста, систему управления персоналом в компании:
| 
 №  | 
 Система управления  | 
 Оценка  | 
 Комментарий  | 
| 
 1  | 
 Корпоративная культура  | 
 1 2 3 4 5  | 
 
  | 
| 
 2  | 
 Работа руководителя с подчиненными  | 
 1 2 3 4 5  | 
 
  | 
| 
 3  | 
 Адаптация и обучение  | 
 1 2 3 4 5  | 
 
  | 
| 
 4  | 
 Организация бизнес-процесса  | 
 1 2 3 4 5  | 
 
  | 
| 
 5  | 
 Ясность целей и задач  | 
 1 2 3 4 5  | 
 
  | 
| 
 6  | 
 Взаимоотношения с коллегами  | 
 1 2 3 4 5  | 
 
  | 
| 
 7  | 
 Условия труда  | 
 1 2 3 4 5  | 
 
  | 
| 
 8  | 
 Заработная плата  | 
 1 2 3 4 5  | 
 
  | 
| 
 9  | 
 Бонусы  | 
 1 2 3 4 5  | 
 
  | 
Я знаю компании, где с увольняющимися сотрудниками проводят подробное интервью. По итогам каждого из них HR-специалисты доводят до руководителей полезную информацию для улучшения ситуации внутри компании.
Хороший ключ к профилактике текучки персонала дает двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга. Он глубоко исследовал причины неудовлетворенности на рабочем месте еще в 70-е годы прошлого века, и его выводы не потеряли актуальности и в наши дни.
Герцберг разделил все факторы, влияющие на работника на две группы:
| 
 Гигиенические  | 
 Мотивационные  | 
  | 
  | 
Исследователь сделал очень важный вывод, его нужно иметь в виду всем работодателям: если в компании не налажены гигиенические факторы, мотивационные факторы работать не будут.
Особое значение в наборе гигиенических факторов имеют:
1) стиль руководства;
2) взаимоотношения в коллективе;
3) рабочий график, позволяющий сохранять личную жизнь.
Если эти факторы в компании неблагоприятны, люди будут уходить, даже если заработная плата высокая.
Среди мотивационных факторов лидируют:
1) признание;
2) обучение/развитие/карьерный рост.
Различные исследования позволили установить, что сотрудники будут лояльны компании, если их вклад признается и отмечается и – главное – они имеют возможность обучаться и развиваться в компании. Поэтому развитие внутренней системы обучения, в том числе – передача опыта и знаний силами самих сотрудников (она называется peer-to-peer), активно культивируется во многих успешных компаниях.
Таким образом, последовательно работая над всеми перечисленными факторами, налаживая систему управления персоналом в целом, можно существенно снизить текучку персонала, повысить лояльность сотрудников к компании.
Еще больше полезных знаний вы получите на нашем дистанционном курсе «Поиск и отбор персонала»! Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время.