Что такое проактивное поведение и как оно поможет конструктивному общению в коллективе

preview

HR-специалистам, кадровикам полезно знать правила и подходы, хорошо работающие в деловом общении, ведь мы имеем дело не только с документами, но и с людьми. Именно человеческий фактор часто становится барьером для эффективной работы.

В продолжение темы, начатой в статье «Самооценка: как она влияет на рабочие отношения»HR-консультант Ирина ШАКИРОВА рассказывает о модели проактивного поведения Стивена Кови и почему она помогает конструктивному общению в коллективе:

 

Не пропускайте наши материалы – подпишитесь на телеграм-канал.

 

– Адекватная самооценка предполагает (как мы и обсудили в предыдущей статье) сказать «нет» непродуктивным мыслям и действиям, преодолеть негативные установки и действовать, исходя из своих ценностей и целей.

Если человек действует автоматически, исходя из привычных или негативных установок, такое поведение называется реактивным.

Как проявляется реактивное поведение? Мы реагируем на события, которые с нами происходят, сразу, автоматически, неосознанно. В такие моменты мы действуем в системе координат того человека или той ситуации, с которой столкнулись. Автоматическая реакция забирает у вас возможность подумать и осуществить свободу выбора – слов, действий, линии поведения в целом. 

Проактивное поведение – противоположность этому. Мы делаем паузу между событием, которое происходит, и нашей реакцией. Мы выбираем свою реакцию, поведение, эмоциональное состояние, отношение. Для этого надо остановиться, подумать, урегулировать свой эмоциональный шторм и только после говорить или действовать.

Выбор правильной реакции может быть осуществлен, когда вы все обдумали, рассмотрели варианты развития событий и поняли, как повернуть ситуацию в конструктивное русло.

Вывод: между стимулом и вашей реакцией необходимо хотя бы короткое время на размышление. Свобода выбора либо побудит вас делать что-то, либо от чего-то отказаться. Это будет осознанным проактивным действием.

 

Пример реактивного поведения

Коллега 1: «Почему отчет такой неполный! В нем нет нужных данных! Очень много ошибок!»

Коллега 2 (варианты реактивного поведения):

(встречное нападение) «Я сейчас расскажу, как я выбивал эти данные, радуйся, что у нас хотя бы что-то есть!»;

(резкое чувство вины) «Да, вот всегда я что-то пропущу, я такой невнимательный»;

(грубость, агрессия) «Почему ты мне делаешь замечание, ты мне не начальник!»

Пример проактивного поведения

Коллега 1: «Почему отчет такой неполный! В нем нет нужных данных! Очень много ошибок!»

Коллега 2 (размышляет):

– Даже, если он говорит это, чтобы самоутвердиться, я могу использовать эту ситуацию, чтобы улучшить свой отчет… Надо понять, что я упустил, в чем ошибки…

(говорит):

– Данные действительно неполные. Они придут завтра-послезавтра. Мог бы ты мне пока показать ошибки, чтобы я исправил… Как видим в примере, мы не можем изменить слова и настрой коллеги, но выбрать свой вариант ответа и реализовать свой настрой можем вполне.

 

 

Главное различие проактивного и реактивного мышления и поведения в том, что в реактивной модели человек считает себя заложником ситуации, жертвой обстоятельств. В проактивной модели он четко понимает, чего хочет, каковы его цели и предпринимает возможные шаги для достижения цели.

Реактивные люди растрачивают свои усилия и время в Круге Забот. Они фокусируют внимание на слабостях других людей, на проблемах внешней среды и обстоятельствах, на которые они влиять не в силах. Это проявляется в постоянных жалобах и обвинениях, в реактивной речи и в ощущении себя жертвой. Копится негативная энергия. То, что вполне можно изменить в каких-либо жизненных сферах, человек не меняет. Это «сжимает» его Круг Влияния.

Проактивные люди фокусируют свои усилия на Круге Влияния. Они направляют свою энергию и время на то, что подвластно их влиянию. Природа их энергии позитивна, она расширяет возможности, увеличивает Круг Влияния.

Определяя, на каком из этих двух кругов человек фокусирует большую часть своего времени и энергии, можно судить о степени его проактивности.

Для достижения максимальной проактивности все цели, задачи, ситуации необходимо делить на три группы:

1. Прямой контроль: все, что происходит, полностью зависит от вас;

2. Косвенный контроль: то, что происходит, зависит и от вас, и от других, и наше влияние на ситуацию частично;

3. Вне контроля: то, что происходит, от нас не зависит, и мы никак не можем повлиять на ситуацию.

Из этого описания ясно, что основное время и усилия необходимо тратить на то, что находится под нашим прямым контролем. Это главный приоритет.

Задачи второй группы нужно обдумывать и определять участие в их решении договариваясь и обсуждая. 

Задачи третьей группы надо оставить тем, кто за них отвечает.

Итак, модель проактивного поведения Стивена Кови позволяет делать осознанный выбор линии поведения в различных ситуациях, действовать проактивно, в своем Круге влияния.

 

Kadrovik.uz рекомендует

курс «Поиск и отбор персонала».

Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время.

Бесплатный доступ к одной из видеолекций курса – «Мотиваторы и ценности».

Хочу узнать больше о курсе! (Rec: курс в записи)