Октябрь ойида ҳар бир ходим учун фойдали бўлади:
Как снизить сопротивление изменениям в компании
«Как только сотрудники узнали, что в компании планируют внедрить автоматизированную систему управления и контроля, сразу несколько человек подали заявление. Изменения еще не начались, а люди уже побежали…»
Комментирует HR-консультант Ирина ШАКИРОВА:
– В нашем нестабильном мире, где каждый день происходят разнообразные изменения, человеку все труднее адаптироваться. Слишком большой информационный поток, слишком много требований к человеку со стороны семьи, работы, социума.
Человек чаще всего воспринимает любые изменения не как возможность, а как угрозу. Приходишь на работу, а в твоем кабинете начали ремонт, и стол сдвинут в коридор. Первым будет негативное чувство, и только потом думаешь, что после ремонта будет хорошо – чисто и светло.
Есть несколько причин сопротивления изменениям:
- Неприятие нового. Люди подозрительно относятся ко всему, что, как им кажется, негативно повлияет на устоявшееся положение, способы работы или условия занятости.
- Недоверие. Люди не доверяют руководителям, и не верят заявлениям, что изменения – для блага сотрудников и организации.
- Экономический страх. Обусловлен страхом потери денег, угроза гарантированной занятости.
- Дискомфорт. Любые изменения осложняют жизнь, требуют ресурсов – и материальных, и душевных. Пересматриваются содержание работы, правила взаимодействия, процессы, процедуры.
- Страх неопределенности. Изменения не поддаются полному контролю. Всегда все идет не так, как планировалось, происходит постоянная корректировка в зависимости от множества различных факторов. Это тревожит, держит человека в «подвешенном» состоянии.
- Угроза статусу и межличностным отношениям. В процессе изменений пересматривают профессиональные роли, функции, зоны ответственности и полномочий, сотрудников перемещают, рушат привычные связи, меняют состав рабочих групп, – все это вызывает сопротивление.
- Страх несоответствия. Сотрудники беспокоятся, что им не хватит знаний и навыков, чтобы соответствовать новым требованиям. Поэтому они склонны принимать скоропалительное решение – уйти.
«Изменить» и «улучшить» – это разные вещи
Есть изменения, которые ведут к РЕЗУЛЬТАТАМ, а есть те, которые ведут к ПОСЛЕДСТВИЯМ. Поэтому, прежде чем начать любые изменения, нужно:
1. Определить цель изменений.
Многие изменения необходимы, их диктуют объективные внешние факторы – изменения в технологиях, конкуренция, новые законодательные акты, требования и рекламации клиентов. Или серьезные внутренние проблемы – снижение производительности, высокие затраты, текучесть кадров, конфликты между подразделениями, недовольство сотрудников.
Точный анализ проблем поможет определить цели изменений. Собирая информацию для анализа, соблюдайте принцип анонимности и учтите точки зрения разных сторон. Сделайте это через анкетирование сотрудников, мозговой штурм или рабочую встречу с ключевыми сотрудниками. Как правило, процесс начинается «сверху», но он обязательно должен спускаться до нижнего уровня иерархии компании, чтобы получить информацию «снизу». Тогда цели изменений вы определите правильно и они будут адекватны текущей ситуации в компании.
2. Организовать процесс изменений.
Чтобы изменения прошли без потрясений и потерь:
- определите лидеров изменений (ключевых сотрудников, которые будут руководить изменениями);
- распределите роли и функции в процессе изменений между всеми участниками, зоны их ответственности и полномочий, документально закрепите их;
- получите и распределите ресурсы: финансы, информация, человеко-часы, материально-технические средства;
- определите порядок обмена информацией;
- определите измеряемые показатели промежуточных и конечных результатов.
Процесс изменений регламентируйте в виде проекта с описанием основных задач, рабочего плана и бюджета.
На разработку такого проекта не стоит жалеть времени. В ходе этой работы сможете учесть много важных нюансов и факторов, которые существенно влияют на результат. Разработанный и положенный на бумагу проект изменений облегчает и его корректировку, и контроль задач.
3. Управлять людьми в процессе изменений.
Прежде всего, снимите страхи неопределенности и несоответствия – покажите, как изменения улучшат жизнь на рабочем месте. Если изменения затрагивают содержание работы, знания и навыки, нужно упреждающее обучение, иначе работники саботируют изменения. Особенно внимательно продумайте вопросы, меняющие статус и функционал сотрудников. Здесь полезны многократные разъяснения и поддержка.
Выводы
С изменениями нельзя спешить. Оптимальный подход – планомерная работа, когда изменения постепенны, через понятные всем участникам шаги, с отслеживанием результатов, постоянной обратной связью и корректировкой.
Получите новые знания на курсе «Поиск и отбор персонала».
Ближайший курс стартует 20 февраля 2024 года. Установочное занятие – 13 февраля.
Этот курс подходит для:
- начинающих HR-специалистов;
- HR-специалистов, которые хотят освоить функции поиска, отбора, адаптации персонала;
- менеджеров среднего звена, участвующих в отборе и адаптации персонала;
- руководителей, желающих грамотно строить систему управления персоналом, развивать компетенции своих сотрудников.
Вы приобретете навыки разработки профилей должностей, эффективного написания объявлений, анализа резюме, проведения интервью и успешной адаптации новых работников.
Станьте профессионалом в управлении персоналом.