Осторожно: выгорание сотрудников

preview

Термином «выгорание» (burnout) называют состояние психологического и эмоционального истощения, вызванное длительным стрессом на работе. Люди, страдающие от выгорания, чувствуют себя утомленными, разочарованными и измотанными как физически, так и эмоционально. Они теряют интерес к работе, испытывают проблемы с концентрацией, памятью, принятием решений и общением.

О причинах и последствиях выгорания и о профилактике таких состояний на работе рассказывает HR-консультант Ирина ШАКИРОВА:

 

Следите за нашими публикациями в телеграм-канале.

 

 Что ведет к выгоранию

  • Несбалансированная нагрузка. Отсутствие планомерной работы, из-за чего много задач, которые нужно сделать «вчера», внезапная смена приоритетов, постоянный цейтнот.
  • Нечеткая постановка целей. «Пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что».
  • Нечеткая оценка результатов. Достижения сотрудника не планируются, не обсуждаются, не замечаются, никак не оцениваются.
  • Нарушение жизненного баланса. Личного времени не хватает для полноценного восстановления и отдыха, значимых отношений.
  • Недостаток поддержки. Коммуникация с сотрудниками не эффективна: проблемы не обсуждаются, процессы не улучшаются, отношения и взаимодействие не управляются руководителем.
  • Некомфортные условия. График, рабочее пространство, регламенты, культура компании не подходят человеку.

Выгорание не возникает сразу, оно формируется, накапливается. Это результат длительного стресса. Важно знать стадии этого опасного процесса, чтобы вовремя заметить и скорректировать ситуацию.

 

Kadrovik.uz рекомендует

курс «Поиск и отбор персонала».

Выбирайте актуальные для вас темы и изучайте их в удобное вам время.

Бесплатный доступ к одной из видеолекций курса – «Мотиваторы и ценности».

Хочу узнать больше о курсе! (Rec: курс в записи)

 

Стадии выгорания

1. Напряженность. Работник чувствует, что с трудом справляется с рабочей нагрузкой. Наблюдается дисбаланс между задачами и ресурсами для ее выполнения (время, поддержка, информация, руководство). Появляется чувство вины, что он не успевает, недостаточно хорошо исполняет свою работу. Сотрудник стремится компенсировать это переработкой, использованием личного времени, дополнительными усилиями.

2. Трудоголизм. Желание заслужить признание и ответственность за работу захватывают человека, он находится в состоянии перевозбуждения. Оно может проявляться в излишней целеустремленности, постоянной мобилизованности, желании объять необъятное. Как следствие, могут проявляться враждебность, раздражение, нездоровая конкуренция.

3. Истощение. Негативные эмоции нарастают, хроническая усталость приводит к падению интереса к работе. Концентрация и эффективность снижаются. Добавляются проблемы со здоровьем (плохой сон, болезни).

4. Бессилие. На этой стадии сотрудник уже выгорел, он физически и эмоционально истощен. Недовольство работой и общий негативный настрой достигают предела. На этой стадии он начинает избегать (уходит на больничный, берет отпуск без содержания) или увольняется.

Разные люди по-разному проходят стадии выгорания, в зависимости от их типа нервной системы и общего физического состояния. Некоторые со стадии напряжения сразу попадают на стадию истощения, кто-то застревает на несколько лет в трудоголизме.

Как видим, последняя стадия чревата большим риском – когда человек настолько истощен, потребуется очень много времени на восстановление.

 

Как предупредить выгорание

Хорошим «противоядием» против выгорания на работе будет грамотное руководство, учитывающее эмоциональное состояние подчиненных.

Это не значит, что руководитель должен быть психотерапевтом для работников. Он просто должен хорошо исполнять свои управленческие функции – ставить четкие цели и обсуждать их, планировать работу, поддерживать здоровую конструктивную атмосферу в коллективе, обеспечивать необходимые условия работы, предоставлять адекватные ресурсы, вовремя принимать взвешенные решения.

Очень важен учет мнений и совместное решение проблем, признание вклада сотрудников, а также полезность и целесообразность самой работы.

Сам работник тоже должен отвечать за свое состояние – планировать рабочее время, вовремя брать отпуск, строить свой жизненный график так, чтобы не быть занятым работой или делами, связанными с работой (учеба, чтение, контакты, доделывание дел) более 65 часов в неделю. Иначе он попадает в группу риска на выгорание. Если рабочая среда токсичная и вы постоянно испытываете негативные эмоции, нужно пытаться менять условия, а когда это невозможно, менять работу.