Оформление сверхурочной работы для сотрудников

ID вопроса: 28896
В организации работают два бухгалтера по реализации. С 1 июня необходимо оформлять товарные накладные в онлайн-режиме, так как завод работает круглосуточно. Руководство и бухгалтеры-реализаторы согласовали работу в две смены: первая с 08:00 до 18:00, вторая с 18:00 до 04:00. Рабочий день составляет 11 часов, включая один час на обед и ужин. Получается 7 часов по нормальному графику и 3 часа - сверхурочные.
Сколько часов можно оформить сотрудникам как сверхурочные?
Ответы экспертов:

При организации работы в круглосуточном режиме, необходимо тщательно проработать вопрос по привлечению работников к такой работе в соответствии с действующим законодательством, учитывая не только количество отработанных часов, в том числе ночных и сверхурочных, а также норму рабочего времени в таком режиме, график сменности и продолжительность междусменного отдыха (предоставления выходных по скользящему графику.

При организации работы в круглосуточном режиме двумя работниками (бухгалтерами), они должны по вашим расчетам отработать по 77 часов (из вопроса) в неделю, тогда как норма рабочего времени в неделю для всех категорий работников должна составлять 40 часов. Только за одну неделю у вас образуется 37 часов сверхурочных.

Нельзя привлекать сотрудников к сверхурочной работе больше 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год. Это правило действует даже если сотрудники согласились отработать больше (ст. 190 ТК).

Без выходных дней также нельзя оставлять работников, отдых между ночной и дневной сменой выходным считаться не может.

В связи с этим, организовать работу в круглосуточном режиме двумя бухгалтерами будет незаконно.

Порядок определения количества часов сверхурочной работы зависит от вида учета рабочего времени (ч. 2 ст. 189 ТК).

Как правило, на предприятиях с круглосуточным режимом работы ведется суммированный учет рабочего времени, где сверхурочной считается работа сверх установленной для работника продолжительности рабочего времени за учетный период, превышающий одну неделю (ч. 5 ст. 189 ТК).

При непрерывном производстве необходимо по законодательству и экономически выгодно для работодателя в круглосуточном режиме предусмотреть работу четырех бухгалтеров по скользящему графику. Таким образом минимизируется количество сверхурочных часов, которые должны оплачиваться не ниже чем в двойном размере (ст. 262 ТК) с соблюдением норм режима рабочего времени и отдыха для работников.

Каждый бухгалтер в данном режиме будет работать по 12 часов, включая 1-часовой перерыв для приема пищи. Таким образом, каждая рабочая смена составит 11 часов, в сутки – 22 часа, в месяц – 660 часов, которые будут распределены между 4 работниками (бухгалтерами). Каждый работник (бухгалтер) в месяц в среднем отработает: 660 : 4 = 165 часов, что не противоречит законодательству.

В примере с 2 бухгалтерами каждому в среднем придется отработать 330 часов в месяц, что превышает норму рабочего времени в среднем на 162 часа для каждого работника, что недопустимо. Такая переработка не только противоречит законодательству, но и экономически невыгодна работодателю, который сверхурочные часы работы обязан оплачивать не менее чем в двойном размере (ст. 262 ТК).

Организовывая же работу правильно, работодатель с одной стороны предоставляет дополнительные рабочие места, с другой – не оплачивает «сверхурочные».

Действующим законодательством суммирование коэффициентов оплаты не предусмотрено. Поэтому, во избежание спорных ситуаций, порядок оплаты за работу в ночное время сверхурочно организация вправе установить в локальном акте или коллективном договоре – от двукратного размера и выше (ч. 2 ст. 262, ч. 3 ст. 264 ТК).

Материалы по теме: «Как оформить сменную работу», «Расчет рабочего времени на 2024 год».

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.