Основания для подтверждения стажа, дающего право на пенсию на льготных условиях до 2005 года
Чтобы разобраться в данном вопросе, первоначально необходимо уяснить с какого периода в пенсионном законодательстве – как в национальном, так и в действовавщем до нее – союзном, появилось само понятие «аттестации рабочих мест» и требование о ее проведении и хранения ее материалов.
Для начала исследуем законодательство бывшего Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Этот термин использовался всего лишь единожды в пенсионном законодательстве СССР. Так, 15.05.1990 Верховный Совет СССР принял Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", согласно ст. 14 которого пенсии по возрасту на льготных условиях назначались на основании соответсвующих списков производств, цехов, профессий и должностей и по результатам аттестации рабочих мест. Там же указывалось, что порядок проведения подобных аттестаций должен быть утвержден Советом Министров СССР.
Согласно данному положению, Советом Министров СССР 13.08.1990 г. было издано Постановление N 812 «О государственной экспертизе условий труда», пунктом 4 которого ряду органов исполнительной власти было поручено, совместно с Всесоюзным центральным советом профсоюзов, в 3-месячный срок представить в Совет Министров СССР предложение о порядке проведения экспертизы организации и условий труда.
Однако, вследствие распада СССР работа по разработке и введению в действие данного порядка не была доведена до конца.
Из этого следует, что в связи с этим сфера льготных пенсий по возрасту продолжала регулироваться Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г, который в свете данного вопроса будет рассмотрен ниже.
Теперь обратимся к истории зарождения расматриваемого термина в национальном законодательстве.
Так, Постановлением правительства от 12.05.1994 г. № 250 впервые устанавливалось, что соответствие условий труда работников к категориям, предусматривающим право на пенсию по возрасту на льготных условиях (Списки N 1, N 2, N 3 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлением КМ от 12.05.1994 г. N 250 (далее - Списки)) определяется с учетом аттестации рабочих мест.
Потому как, данная норма отсылочного характера и указывает, что аттестация производится в порядке, установленном министерствами труда и здравоохранения, то на тот момент она еще не влечет обязательности ее соблюдения. Последняя возникла, лишь спустя два года - когда была утверждена Методика оценки условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда, прошедшим регистрацию в Минюсте 28.05.1996 г. N 247 (далее Методика). Только с этого момента, проведение аттестации и хранение его материалов в течении 50 лет становится обязательным для работодателя (п.1.9. Методики).
Постановлением парламента от 03.09.1993 г. №939-ХII, сохранен порядок льготного обеспечения по возрасту за лицами, работавшими до введения в действие (01.07.1994 г.) Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан», на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (п. 4).
То есть, ввиду того, что собственных документов регулирующих данную сферу в ту пору у республики не имелось, фактически признается юридическая сила действовавщих на тот момент правовых актов бывшего Союза.
В частности, вышеприведенного Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., в статье 9 которого, предусматривалось назначение льготных пенсий без каких-либо требований об аттестации рабочих мест, только лишь на основании списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых давала право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждаемых Советом Министров СССР.
Данные списки были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. и периодически дополнялись и корректировались.
Таким образом, требование отдельных специалистов пенсионного фонда о предоставлении материалов об аттестации за период до 1996 года, является необоснованным, некомпетентным и однозначно неправомерным.
Отметим также, что правительство своим постановлением от 12.05.1994 г. №250, уполномочило Минтруд и Минфин давать разъяснения о порядке применения Списков при назначении рассматриваемых льготных пенсий.
В случаях же возникновения конфликтных ситуаций, связанных с решениями уполномоченных органов о не принятии стажа работы, согласно законодательству, предусмотрен только судебный порядок их урегулирования (п. 31 и п.82 Положений утв. ПКМ 11.05.1994 г. № 249 и 08.09.2011 г. №252, соответственно).
Ответы актуальны на дату публикации.