Основания для подтверждения стажа, дающего право на пенсию на льготных условиях до 2005 года

ID вопроса: 3679
В наше АО постоянно обращаются за справками бывшие работники, достигшие пенсионного возраста, в свое время отработавших в производстве на рабочих местах, дающих право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных ПКМ от 12 мая 1994г. №250. Однако, зачастую такую справку АО выдать не может, поскольку по п. 5 Инструкции о порядке применения Списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей дающих право на пенсию на льготных основаниях указано, что работники, профессии и должности которых предусмотрены в части 1 Списка № 2 и в части 1 Списка №3 пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанных в этих Списках. Данное соответствие должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест в организациях в порядке, установленном законодательством, но в архиве АО не хранятся документы, подтверждающие результаты аттестации рабочих мест до 1996г., потому что только в разработанном Агентством «УзАрхив» при Кабинете Министров Перечне типовых управленческих документов образующихся в деятельности организации Республики Узбекистан, с указанием сроков хранения, утвержденным от 19 сентября 2005г. эти требования появились (стр.82 § 4 Раздел охрана труда). В тоже время подтверждения рабочих профессий работников, работавших в подразделениях АО до 1996г. находятся в достаточном количестве (трудовая книжка, ведомость начисления зарплаты, приказы о приёме, переводах, увольнениях и др. с указанием рабочих профессии и должностей).
Что является основанием для подтверждения стажа, дающего право на пенсию на льготных условиях до 2005г.?
Ответы экспертов:

Чтобы разобраться в данном вопросе, первоначально необходимо уяснить с какого периода в пенсионном законодательстве – как в национальном, так и в действовавщем до нее – союзном, появилось само понятие «аттестации рабочих мест» и требование о ее проведении и хранения ее материалов.

Для начала исследуем законодательство бывшего Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Этот термин использовался всего лишь единожды в пенсионном законодательстве СССР. Так, 15.05.1990 Верховный Совет СССР принял Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", согласно ст. 14 которого пенсии по возрасту на льготных условиях назначались на основании соответсвующих списков производств, цехов, профессий и должностей и по результатам аттестации рабочих мест. Там же указывалось, что порядок проведения подобных аттестаций должен быть утвержден Советом Министров СССР.

Согласно данному положению, Советом Министров СССР 13.08.1990 г. было издано Постановление N 812 «О государственной экспертизе условий труда», пунктом 4 которого ряду органов исполнительной власти было поручено, совместно с Всесоюзным центральным советом профсоюзов, в 3-месячный срок представить в Совет Министров СССР предложение о порядке проведения экспертизы организации и условий труда.

Однако, вследствие распада СССР работа по разработке и введению в действие данного порядка не была доведена до конца.

Из этого следует, что в связи с этим сфера льготных пенсий по возрасту продолжала регулироваться Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г, который в свете данного вопроса будет рассмотрен ниже.

Теперь обратимся к истории зарождения расматриваемого термина в национальном законодательстве.

Так, Постановлением правительства от 12.05.1994 г. № 250 впервые устанавливалось, что соответствие условий труда работников к категориям, предусматривающим право на пенсию по возрасту на льготных условиях (Списки N 1, N 2, N 3 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлением КМ от 12.05.1994 г. N 250 (далее - Списки)) определяется с учетом аттестации рабочих мест.

Потому как, данная норма отсылочного характера и указывает, что аттестация производится в порядке, установленном министерствами труда и здравоохранения, то на тот момент она еще не влечет обязательности ее соблюдения. Последняя возникла, лишь спустя два года - когда была утверждена Методика оценки условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда, прошедшим регистрацию в Минюсте 28.05.1996 г. N 247 (далее Методика). Только с этого момента, проведение аттестации и хранение его материалов в течении 50 лет становится обязательным для работодателя (п.1.9. Методики).

Постановлением парламента от 03.09.1993 г. №939-ХII, сохранен порядок льготного обеспечения по возрасту за лицами, работавшими до введения в действие (01.07.1994 г.) Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан», на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (п. 4).

То есть, ввиду того, что собственных документов регулирующих данную сферу в ту пору у республики не имелось, фактически признается юридическая сила действовавщих на тот момент правовых актов бывшего Союза.

В частности, вышеприведенного Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., в статье 9 которого, предусматривалось назначение льготных пенсий без каких-либо требований об аттестации рабочих мест, только лишь на основании списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых давала право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждаемых Советом Министров СССР.

Данные списки были утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. и периодически дополнялись и корректировались.

Таким образом, требование отдельных специалистов пенсионного фонда о предоставлении материалов об аттестации за период до 1996 года, является необоснованным, некомпетентным и однозначно неправомерным.

Отметим также, что правительство своим постановлением от 12.05.1994 г. №250, уполномочило Минтруд и Минфин давать разъяснения о порядке применения Списков при назначении рассматриваемых льготных пенсий.

В случаях же возникновения конфликтных ситуаций, связанных с решениями уполномоченных органов о не принятии стажа работы, согласно законодательству, предусмотрен только судебный порядок их урегулирования (п. 31 и п.82 Положений утв. ПКМ 11.05.1994 г. № 249 и 08.09.2011 г. №252, соответственно).

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.