Срок проведения аттестации после перевода работников на новые условия труда, возможность опротестования решения учредителя

ID вопроса: 4552
У нас государственное предприятие. 4 июня 2015 года принято решение учредителя "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности". В нем он утверждает штатную численность сотрудников и организационную структуру предприятия, Положение об аттестации сотрудников, а также Положение о поощрении работников и единовременной материальной помощи. Однако, в учредительных документах (Уставе) подобных прав учредитель не имеет. Кроме того, с 10 сентября всех сотрудников перевели на новые условия труда. Аттестацию перенесли еще на месяц - должна быть 12-14 ноября. Имеет ли смысл ее проводить, если уже всех перевели на новые должности, а в Положении об аттестации сотрудник, проработавший на занимаемой должности менее 6 месяцев аттестацию не проходит.
Можно ли опротестовать решение учредителя, если оно противоречит Уставу и действующему законодательству? Если да, то где и в каком порядке? Есть ли смысл проводить аттестацию после перевода сотрудников на новые условия труда?
Ответы экспертов:

Правовое положение государственного предприятия, особенности его создания и деятельности, филиалов и представительств, права и обязанности учредителя, исполнительного органа, имущественные отношения между государственным предприятием и его учредителем определяются Положением о государственных предприятиях[1] (далее – Положение).

Согласно пункту 18 Положения руководитель государственного предприятия (далее – предприятие) является единоличным исполнительным органом предприятия и организует выполнение поставленных перед предприятием задач, действует от его имени без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Штатная численность работников предприятия и размеры их заработной платы утверждаются руководителем по согласованию с учредителем.

Как видно из этого, работодателем по отношению к работникам предприятия является само предприятие в лице руководителя, а не его учредитель. Следовательно, ваш учредитель не имел права  совершить описанные вами действия – утверждение его штатной численности работников, организационной структуры, положений об аттестации работников, их поощрении и оказании им материальной помощи, принятие решений о переносе аттестации работников, перевод их на новые условия труда. Решение этих вопросов относится к полномочиям работодателя, что усматривается из упомянутого выше пункта 18 Положения, а также из Трудового кодекса. В ведении учредителя – собственника имущества предприятия находится решение лишь некоторых трудовых вопросов, как, например, прием на работу руководителя предприятия или, иными словами, заключение с ним трудового договора (часть вторая статьи 82 ТК), дача согласия на назначение руководителей филиала и представительства предприятия (пункт 23 Положения), а прекращение трудового договора с ним, его заместителями, главным бухгалтером, а при отсутствии на предприятии должности главного бухгалтера – с работником, осуществляющим функции главного бухгалтера, – в компетенции нового собственника предприятия (часть вторая статьи 98, пункт 6 части второй статьи 100 ТК).

Учредительным документом предприятия является устав, который утверждается учредителем и регистрируется в соответствующем государственном органе в установленном законодательством порядке (пункт 8 Положения). Обязательные сведения, подлежащие указанию в уставе, перечислены в пункте 9 Положения. В то же время данный пункт дает возможность внести в него и другие положения, не противоречащие законодательству. Однако в уставе предприятия не может быть указано, что к полномочиям учредителя относятся утверждение штатной численности работников предприятия, его организационной структуры, локальных актов касательно порядка проведения аттестации работников, их поощрения и оказания им материальной помощи[2]. Потому что это будет противоречить действующим законоположениям.

Если всех сотрудников вашего предприятия уже перевели на новые условия (должности), то проведение столь скорой их аттестации не то, что не имеет смысла, а противоречит законодательству. К тому же решение учредителя об утверждении Положения об аттестации сотрудников, как это вытекает из описанных выше нормативных положений, носит незаконный характер.

С учетом изложенного ваше предприятие вправе обжаловать решения учредителя, затрагивающие трудовые отношения предприятия с работниками и противоречащие уставу и действующему законодательству. Жалобу можно подать в вышестоящий в порядке подчиненности орган (по отношению к вашему учредителю), органы прокуратуры или труда и социальной защиты населения. Указанные решения также можно обжаловать в суд по гражданским делам в порядке искового производства.

 


[1] Приложение N 1 к постановлению КМ от 16.10.2006 N 215.

[2] За исключением приема на работу руководителя предприятия, его аттестации (руководитель ГУП подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества этого предприятия), применения к нему мер поощрения, наложения на него дисциплинарных взысканий и т.п.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.