ID вопроса: 6077
Сотрудник ГАИ остановил меня с проверкой на алкоголь. На вопрос "пил-не пил", я ответил что трезв. Он поинтересовался предыдущими сутками на прием алкоголя, уведомив меня, что экспертиза показывает приём алкоголя за последние 72 часа, чего я не знал, кстати. В итоге я признался, что 15 часов назад выпил кружку пива. Он, обрадованный «уловом», спросил поеду ли я на экспертизу. Я, не понимая на тот момент, зачем это надо, ведь я признал, что употребил кружку пива, отказался. Итог машина на штраф-площадке, права у меня, но оказалось не на долго. Дело направлено в суд на лишение меня водительского удостоверения.
1. Должен ли был сотрудник ГАИ объяснить и предупредить меня для чего нужна была экспертиза, то есть объяснить мои права и обязанности и чем мне грозит отказ провести её? 2. И могу ли я рассчитывать на более мягкий срок по лишению В/У из-за своей не осведомленности в химической анатомии человека и юриспруденции?
Ответы экспертов:

I. Если всё обстояло именно так, как описано в письме, то сотрудником ГСБДД нарушены требования статьи 292 Кодекса об административной ответственности (далее - КоАО) и иных законодательных актов, согласно которым, он должен был принять меры для медицинского освидетельствования лица, управляющего транспортным средством, на состояние опьянения в течении 2 часов с момента выявления признака таковых.

При составлении протокола об административном правонарушении правонарушителю должны разъясняться его права и обязанности. Данный факт должен быть подтверждён соответствующей записью в протоколе (ч.4 ст.281 КоАО).

Права лица, привлекаемого к административной ответственности (далее -привлекаемый) состоят из прав на ознакомление с материалами дела, дачи объяснений, представления доказательств, заявления ходатайств, пользования юридической помощью адвоката при рассмотрении дела и др.[1]

К сожалению, на практике, должностные лица часто ограничиваются формальным проставлением росписи привлекаемого в соответствующей графе протокола, не разъясняя при этом их права.

 

О направлении на мед. освидетельствование

Лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию в установленном порядке на состояние опьянения (ст. 292 КоАО).

Законодательством[2] только два основания для привлечения лиц к ответственности за управление транспортным средством в нетрезвом виде: протокол проведения проверки посредством специальных технических средств (алкотестеров, индикаторов и др.) либо протокол о приёме лица в медвытрезвитель и установлении факта употребления им соответствующих напитков или веществ.

Согласие лица с результатами освидетельствования, служит всего лишь подтверждающим их дополнительным основанием.[3]

Из всего этого следует, что сам факт признания лицом управления транспортным средством в состоянии опьянения не может служить основанием для привлечения его к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ч.1 ст.131 КоАО).  

Однако, если лицо отказывается от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то этот факт тоже является административным правонарушением (ч.1 ст.136 КоАО). Причём, за эти правонарушения предусмотрены абсолютно одинаковые меры наказания в виде лишения права управления транспортным средством от 1,5 до 3 лет.

Оформление отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения имеет свои особенности. Так, административный протокол о данном правонарушении должен составляться при участии двух свидетелей или понятых, с отстранением правонарушителя от управления транспортным средством[4]. В нем должны подробно указываться признаки опьянения и действия по уклонению правонарушителя от освидетельствования. К административному протоколу должны прилагаться объяснительная правонарушителя о причинах уклонения и акт, составленный в присутствии двух свидетелей или понятых.

Исходя из вашего обращения, полагаем, что сотрудник ГСБДД оформил протокол о вашем отказе в прохождении освидетельствования и, при этом, не привлек свидетелей или понятых, что является нарушением.

 

II. Совершение правонарушения из-за неосведомленности в законодательстве или иной сфере, не является обстоятельством смягчающим ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

4) совершение правонарушения под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости;

5) совершение правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение правонарушения беременной женщиной или лицом, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

При этом, законодатель оставляет за органом (должностным лицом), рассматривающим дело, право признать смягчающими и другие обстоятельства[5].

Также, суд при применении административного взыскания, учитывая обстоятельства, смягчающие ответственность, и материальное положение правонарушителя, могут применить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного в санкции статей КоАО, с обязательным указанием мотивов и оснований[6].

 

Отстаивайте свои интересы в суде.

На основании вышеизложенного, для эффективной защиты своих интересов в суде, рекомендуем, прежде всего тщательно ознакомиться с материалами дела, в особенности с протоколом об административном правонарушении на предмет соблюдения в них вышеуказанных требований законодательства. В частности, необходимо выяснить составлен ли он при участии двух свидетелей или понятых. Если даже таковые указаны в протоколе, нужно выяснить действительно ли они являются очевидцами правонарушения. На практике встречаются случаи, когда свидетели или понятые могут и не иметь никакого представления о содержании подписанных ими документов.

Точно также, следует выяснить указаны ли в протоколе подробно признаки опьянения и действия по уклонению правонарушителя от освидетельствования.

Если при составлении административного протокола не были соблюдены вышеприведённые требования, то автор письма будет вправе заявить в суде ходатайство о прекращении дела в связи с существенными нарушениями правил производства по делу об административном правонарушении и отсутствием события административного правонарушения[7].

 


[1] См. ст. 294 КоАО

[2] См. пункт 1.1. Инструкции о порядке направления на медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами, на состояние опьянения, а также употребление алкогольных напитков или напитков, содержащих алкоголь, наркотические или иные одурманивающие вещества (утв. МВД, Минздравом и Минюстом 18.04,1992 г. N 5/01-1/37/5/224, далее - Инструкция).

[3] См. п. 2.6. Инструкции

 

[4] См. пункт 14. Инструкции о порядке рассмотрения административных дел о нарушении правил дорожного движения (рег МЮ №2240 от от 05.07.2011г.)

 

[5] См. ст. 31 КоАО

 

[6] См. ст. 33 КоАО

 

[7] См. п. 1 ст. 271 и ч. 2 ст. 321 КоАО

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.