Госорган, осуществляющий контроль за соблюдением трудового законодательства
I. Не соблюдение упомянутых требований Трудового кодекса расценивается как нарушение законодательства о труде и влечет за собой ответственность, предусмотренную статьёй 49 Кодекса об административной ответственности в виде наложения штрафа на должностное лицо от 2 до 5 минимальных размеров заработной платы.
Вы вправе обратиться по данному вопросу в Государственную правовую инспекцию труда (структурное подразделение Министерства труда, далее - Инспекция), прокуратуру либо в суд по месту нахождения работодателя.
II. Второй вопрос автора затрагивает доктринальные споры, длящиеся уже более полувека. Понятия «контроль» и «надзор» в обычном понимании их значения совпадают и имеют много общих черт, в связи с чем определённая группа учёных считает, что не следует их жестко разграничивать, а считать эти феномены соответственно функцией и подфункцией государственного управления[1].
Кстати, на государственном – узбекском языке оба понятия называются одним словом – «назорат».
К примеру, можно привести следующие общие свойства данных понятий:
1) объектом надзора и контроля является законность в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления коммерческих и некоммерческих организаций;
2) наблюдение и контроль заключаются в постоянном и систематическом наблюдении за деятельностью поднадзорных и подконтрольных организаций;
3) органы контроля и органы надзора применяют в пределах своей компетенции определенные меры принуждения;
4) цель надзора и контроля общая – утверждение в обществе и государстве законности и правопорядка[2].
Однако доминирующим является подход, согласно которого контроль и надзор различаются. При этом основным различительным признаком считается присущее контролирующему органу права на вмешательство в оперативную деятельность подконтрольного органа и самостоятельное привлечение виновных к правовой ответственности[3].
На практике, применительно к рассматриваемой ситуации это будет означать, что методы проверки и того, и иного органа будут практически одинаковыми, а вот в вопросе наказания виновных лиц (если будет установлен факт административного правонарушения по ст. 49 КоАО), Инспекция может применять к ним наказание самостоятельно, а прокуратуре для этого следует передать материалы дела опять же в эту Инспекцию.
[1] Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления Проблемы надведомственного контроля / Студеникина М.С. - М.: Юрид. лит., 1974. - 160 c.
[2] Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. – М.: Альфа-М, 2005. – 352 с.
[3] Гаращук В. М. Контроль и надзор в государственном управлении. – Х.: Фолио, 2002. – 176 с.
Ответы актуальны на дату публикации.