Госорган, осуществляющий контроль за соблюдением трудового законодательства

ID вопроса: 8209
На предприятии отсутствует коллективный договор или иной локальный акт, где предусмотрен порядок изменения условий труда, нет профсоюзного органа и комиссии по трудовым спорам или иного представительного органа. В соответствии со ст.89 ТК работодатель обязан письменно, под расписку, предупредить работника о предстоящем изменении условий труда, не позднее чем за два месяца, а также в соответствии со ст.156 ТК о предстоящем изменении условий оплаты труда работник должен быть предупрежден не позднее, чем за два месяца.
В какой надзорный орган вправе обратиться работник за защитой своих прав при невыполнении работодателем обязанности по предупреждению об изменении условий труда? В чем отличие прокурорского надзора от контрольных функций инспекции труда?
Ответы экспертов:

I. Не соблюдение упомянутых требований Трудового кодекса расценивается как нарушение законодательства о труде и влечет за собой ответственность, предусмотренную статьёй 49 Кодекса об административной ответственности в виде наложения штрафа на должностное лицо от 2 до 5 минимальных размеров заработной платы.

Вы вправе обратиться по данному вопросу в Государственную правовую инспекцию труда (структурное подразделение Министерства труда, далее - Инспекция), прокуратуру либо в суд по месту нахождения работодателя.

II. Второй вопрос автора затрагивает доктринальные споры, длящиеся уже более полувека. Понятия «контроль» и «надзор» в обычном понимании их значения совпадают и имеют много общих черт, в связи с чем определённая группа учёных считает, что не следует их жестко разграничивать, а считать эти феномены соответственно функцией и подфункцией государственного управления[1].

Кстати, на государственном – узбекском языке оба понятия называются одним словом – «назорат».

К примеру, можно привести следующие общие свойства данных понятий:

1) объектом надзора и контроля является законность в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления коммерческих и некоммерческих организаций;

2) наблюдение и контроль заключаются в постоянном и систематическом наблюдении за деятельностью поднадзорных и подконтрольных организаций;

3) органы контроля и органы надзора применяют в пределах своей компетенции определенные меры принуждения;

4) цель надзора и контроля общая – утверждение в обществе и государстве законности и правопорядка[2].

Однако доминирующим является подход, согласно которого контроль и надзор различаются. При этом основным различительным признаком считается присущее контролирующему органу права на вмешательство в оперативную деятельность подконтрольного органа и самостоятельное привлечение виновных к правовой ответственности[3].

На практике, применительно к рассматриваемой ситуации это будет означать, что методы проверки и того, и иного органа будут практически одинаковыми, а вот в вопросе наказания виновных лиц (если будет установлен факт административного правонарушения по ст. 49 КоАО), Инспекция может применять к ним наказание самостоятельно, а прокуратуре для этого следует передать материалы дела опять же в эту Инспекцию.

 


[1] Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления Проблемы надведомственного контроля / Студеникина М.С. - М.: Юрид. лит., 1974. - 160 c.

[2] Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном пра­ве России. – М.: Альфа-М, 2005. – 352 с.

[3] Гаращук В. М. Контроль и надзор в государственном управлении. – Х.: Фолио, 2002. – 176 с. 

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.