Пригодится каждому кадровику в марте:
Заполнение анкеты при приеме на работу

Процесс трудоустройства может включать в себя этап заполнения анкеты, которая дает работодателю структурированную информацию о кандидате. Так, работодатель может оценить, соответствует ли соискатель требованиям вакансии. При этом анкета не относится к обязательным документам при приеме на работу. В статье разъяснения, которые помогут разобраться, правомерно ли просить соискателей заполнить анкету, зачем она нужна работодателю и как составить образец анкеты для трудоустройства.
Зачем нужна анкета при приеме на работу
Анкета для трудоустройства позволяет работодателю получить информацию, которую соискатели могут не указывать в резюме. Так, например, соискатель чаще акцентирует внимание на опыте работы, образовании и ключевых навыках. Анкета же может содержать вопросы:
- о личных качествах;
- мотивации;
- ожиданиях по зарплате;
- готовности к командировкам и т. д.;
Также анкета помогает работодателю получить информацию в структурированном виде, что облегчает процесс анализа и сравнения различных кандидатов. Что особенно важно, когда на одну вакансию претендует много соискателей.
Анкета при приеме на работу – важное дополнение к резюме, которое помогает получить более полное и детальное представление о кандидате.
Рекомендуем прочитать
Заполнение анкеты на работу при трудоустройстве
Анкета при приеме на работу представляет собой документ, который содержит различные вопросы для кандидата на вакансию. К примеру, об образовании, профессиональном опыте и навыках. Анкета помогает работодателю быстро получить необходимую информацию о кандидате и принять решение о трудоустройстве.
В Узбекистане нет положений, которые обязывали бы соискателей к заполнению анкеты. При этом Трудовой кодекс устанавливает возможность работодателям проводить собеседования, в ходе которых, можно попросить соискателя заполнить анкету и объяснить, для чего это требуется.
Kadrovik.uz рекомендует
Чаще всего требование о заполнении анкеты касается определенных категорий должностей:
- руководящих позиций, где важно знать опыт и квалификацию кандидата;
- должностей с материальной ответственностью, где необходимо учитывать благонадежность и честность соискателя и др.
Если работодатель решил ввести требование о заполнении анкеты при трудоустройстве, его необходимо прописать в одном из следующих нормативных актов компании:
- Положение о порядке приема на работу, которое описывает процесс и требования к кандидатам.
- Положение о проведении конкурсного отбора, в котором прописаны правила проводимых конкурсов при приеме на работу.
- Инструкция по работе с персоналом, где могут быть указаны правила и процедуры, касающиеся найма.
Рекомендуем прочитать
Чтобы соискатель смог легче сориентироваться в анкете и правильно ее заполнить, ее необходимо составить так, чтобы вопросы следовали друг за другом в логическом порядке. Важно начинать с общих вопросов и постепенно переходить к более специализированным. Вопросы должны быть сформулированы ясно и однозначно.
Прежде чем использовать анкету для соискателей, рекомендуем протестировать ее на действующих сотрудниках. Это позволяет выявить возможные проблемы с формулировками и убедиться, что вопросы понятны, а места для ответов достаточно.
Количество вопросов и форма анкеты могут различаться в зависимости от конкретной компании и ее потребностей. Например, для высококвалифицированных или руководящих позиций может потребоваться более детальная анкета, в то время как для менее ответственных должностей – достаточно базовой информации. Обычно анкета кандидата на работу содержит от 10 до 30 вопросов. Это количество считается оптимальным, чтобы получить необходимую информацию о соискателе, не перегружая его слишком большим количеством вопросов.
Рекомендация
Как провести телефонное интервью с кандидатом, а также как оценить молодых кандидатов без опыта работы, читайте в рекомендациях экспертов системы Kadrovik PRO
Приведем пример стандартных вопросов в анкете для большинства вакансий:
Раздел анкеты | Вопросы раздела |
Образование |
|
Опыт работы |
|
Профессиональные |
|
Дополнительная информация |
|
Ожидания |
|
Ответы на дополнительные вопросы |
|
Как оценить правильность заполнения анкеты
Анкету при приеме на работу проверяет, как правило, специалист отдела кадров, который отвечает за подбор персонала. В некоторых случаях также может участвовать служба безопасности компании, если речь идет о должностях с особыми требованиями к благонадежности кандидата. Вот основные моменты, на которые следует обратить внимание при оценке правильности заполнения анкеты:
- Достоверность информации. Сравнить в анкете такую информацию, как опыт работы, образование и навыки, с резюме кандидата. Она не должна различаться.
- Ошибки и неправильные данные. Проверить, нет ли явных ошибок в датах, названиях компаний или учебных заведений.
- Подпись и дата. После заполнения анкеты, кандидат должен поставить свою подпись и указать дату заполнения. Тем самым он подтверждает достоверность своих ответов.
Внимание
Хранить анкету соискателя в архиве компании, если его впоследствии не приняли на работу, можно только 1 год, а после ее необходимо уничтожить (п. 592 перечня к приказу Агентства «Узархив» № 40 от 21.02.2020 г.)